
В чем особенность Юнгианского направления психоанализа
Карл Густав Юнг — великий психолог и мыслитель, основатель особого направления психоанализа. Долгое время он сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, который известен как первооткрыватель аналитического направления в психотерапии. Этих людей связывала тесная дружба и взаимопонимание. Впервые встретившись, они провели в беседе тринадцать часов без перерыва, причем время пролетело совершенно незаметно. Так почему же впоследствии возникли разногласия, и Юнг отделился, чтобы идти своим путем? Ведь изначально, в основных постулатах психоаналитического учения эти люди были в совершенном единстве и согласии целых семь лет.
Дело в том, что Зигмунд Фрейд сделал свои великие открытия в эпоху, когда в научных и культурных сообществах господствовало атеистическое мировоззрение. Все, что касалось сферы духовности, считалось антинаучным и даже неприличным. Тем не менее, у Юнга были свои взгляды на эту проблему, и как человек, живущий помимо насыщенной светской, также и богатой духовной жизнью, он не мог согласиться с общепринятой точкой зрения. И это не удивительно, ведь Юнг вырос в семье священника, и атеизм совершенно не был близок ему. Но и религиозные институты тоже не удовлетворяли его пытливого ума. Юнг создал свою модель строения психики, где есть место для Божественного. И духовная потребность человека в его теории стала не просто инфантильным способом справляться с тревогой, но одной из основных базовых потребностей человеческой психики. Таким людям, которые склонны к признанию существования Высшего Разума, гораздо комфортнее чувствовать себя в юнгианском аналитическом пространстве.
Кроме того, Юнг считал, что каждый человек уникален, поскольку в его психике заложена особая программа, реализация которой может быть затруднена из-за неблагоприятного влияния внешней среды на развитие индивидуума. Но человек может найти свой собственный путь. Этот поиск своей внутренней сущности Юнг назвал индивидуацией. Это процесс, когда человек с помощью сознательных усилий входит в процесс взаимодействия с бессознательным, и, что особенно важно, с его наиболее ценной составляющей — самостью. Самость же занимает центральное место в управлении психической жизнью и является как бы высшей властью в судьбе индивида. Юнг писал: «С интеллектуальной точки зрения самость — не что иное, как психологическое понятие, конструкция, которая должна выражать неразличимую нами сущность, саму по себе для нас непостижимую… С таким же успехом ее можно назвать «Богом в нас».
На радиопередаче BBC «Лицом к лицу» в 1959 году, когда Юнга спросили: «Верите ли Вы в Бога?», он ответил: «Мне не нужно верить в Бога; я знаю». На него сразу же обрушился поток писем, некоторые интересовались, что он все-таки имел в виду под словом «Бог». Не будучи в состоянии ответить на многочисленные письма, Юнг объявил свои взгляды в письме «К слушателю» (21 января 1960 г). «Это не значит, что я знаю определенного Бога…», - писал Юнг. «Я знаю, как высшая воля взаимодействует со мной в моей собственной психической системе, значит, я знаю о Боге…».
Кроме того, заслуга Юнга в том, что он ввел в обиход такие важные психологические понятия, как экстраверсия, интроверсия, а также термины «комплекс», «архетип» и «коллективное бессознательное». По мнению Юнга, невротические симптомы, заставляющие человека обращаться к психоанализу, являются показателем того, что он отклоняется от своего собственного пути, правильного именно для него и диктуемого самостью, а не просто требующими лечения нарушениями. Бывало даже, что Юнг говорил: «Слава богу, что у него развился невроз», имея в виду, что тревогу, угнетенное состояние и др. многочисленные симптомы можно рассматривать с оптимистических позиций, как показатели того, что пациенту необходимо пересмотреть свои ценности и образ жизни. Например, экстраверта интересовал только внешний мир, что приводило к его невротизации, а интроверт, наоборот, игнорировал его, и не мог к нему приспособиться. Задача психоанализа по Юнгу в том, чтобы восстановить баланс и позволить развитию проходить нормально.
Психоанализ Юнга ориентирован на будущее в большей степени, чем на прошлое. Самым главным способом соприкосновения с бессознательным является анализ снов и фантазий. Очень часто в процессе аналитической работы юнгианцы используют метод активного воображения, что очень оживляет процесс анализа и делает его увлекательным и интересным путешествием в мир бессознательного с целью самопознания и исцеления.